Воскресенье, 19.05.2024, 23:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [24]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
местная газета
Главная » Статьи » Мои статьи

ПУТЕШЕСТВИЯ В ГЛУБИНКУ
ГОДЫ - НЕ БЕДА
По пути из деревни Подберезье Псковской области в Барсуки вам никак не проехать мимо деревеньки Курово. С виду ничем не примечательная деревня, одна из  многих. Чего не скажешь о некоторых ее жителях.
Взять  Анастасию Ивановну Антонову (на снимке). Кто осмелится дать ей больше 70 лет?! На самом деле через четыре года бабушка отметит свое 100-летие!

Такие огоньки в глазах, такую бойкость и проворство, как у Антоновой не у всякого молодого встретишь.

Это каким оптимистом надо быть, чтобы в столь преклонные годы не лежать, днями, вперившись в телевизор, а заниматься, к примеру, огородом (у бабы Насти довольно обширный участок возле дома, где растет буквально все). А еще Анастасия Ивановна периодически удивляет односельчан и приезжих тем, что выходит на улицу и обкашивает территорию возле дома. Вот они - гены и любовь к жизни. Казалось бы, сколько пережила бабушка: гражданскую, коллективизацию и голод 30-х, войну, хрущевские эксперименты. А ничего, живет, поскольку уверена, годы – не беда!
 
 
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА
Если открыть «Псковскую энциклопедию» 2003 года издания, то в ней можно прочесть: «Троицкая церковь, находится в селе Подберезье Локнянского района… восстановлена в 1990 году». Несмотря на это сегодня Троицкая церковь в лесах. С одной стороны это портит архитектурный облик храма, с другой – наполняет сердце каждого верующего радостью: вопреки всему церковь восстанавливается.
 

К сожалению, ни настоятель храма отец Софроний, ни администрация волости не располагают средствами, необходимыми для скорого и качественного восстановления памятника архитектуры. Церковь, которую во времена развитого социализма использовали как склад, порядком пострадала. И деньги для возвращения ей достойного облика нужны немалые.

Впрочем, отец Софроний (на снимке слева) считает, что главное не то, сколько денег вложено в ремонт храма и как он выглядит. По его мнению, самое важное, чтобы церковь выполняла свою главную функцию – служила местом общения верующих людей с Господом. И она выполняет. Интерьер храма выглядит вполне достойно: алтарь, приделы, иконы, фрески… Все на месте. Кроме того, стараниями настоятеля храма удалось полностью высушить вечно сырые полы церкви. Отец Софроний открыл нам один из люков в полу и показал в чем секрет. Все оказалось очень просто6 грунт под полом был устлан полиэтиленовой пленкой, в фундаменте пробили необходимое количество отверстий для вентиляции. «Смотрите, - делится радостью священник, - половицы так высохли, что даже слегка шатаются».

Восстановление построенного еще в 1811 году в стиле барокко Троицкого храма продолжается. Удивительно, откуда берется столько сил и энергии у невысокого ростом отца Софрония, который собственными руками поднял капитальные леса (см. фото) вокруг церковной колокольни?!
Поднявшись всего лишь на третий ярус удивительно крепко установленных лесов, видишь, что прежние «реставраторы» схалтурили: местами стены наспех промазаны глиной, которая уже осыпается. Словом, нужны большие деньги, чтобы сделать все заново, по уму и на века, как тогда, в далеком 1811 году…
 
РАЗВЕДЧИК БЫСТРОВ

К дому ветерана войны А. В. Быстрова, что в деревне Сельцо (неподалеку от Подберезья) мы ехали не по какой-нибудь обычной для глубинки ухабистой дороге, а по выложенной камнем (см. снимок ниже) мостовой! Сегодня только старики и помнят, что несколько километров этой дороги были уложены во время оккупации в годы Великой Отечественной войны. Почти 70 лет минуло, а мостовая цела до сих пор! И это уже своего рода историческая достопримечательность.
 
 
Деда Лёшу (на снимке) мы застали на собственном огороде. 87-летний старик, сидя на корточках пропалывал огуречную грядку! Увидев нас, Алексей Васильевич поднялся, отряхнул с ладоней землю и пригласил нас присесть на скамейку у колодца. Он с гордостью показал свои владения: картофельные грядки, морковные.

 
- Всё сам! Только для пахоты нанимал и платил, - не без гордости говорит старый солдат.

Рассказывая о войне, ветеран живо и в картинах поведал о том, как военная судьба забросила его сначала в Витебск, потом на Урал строить военный завод. Там наш герой, простой деревенский парень впервые увидел и изумился высоте гор. Свою главную награду – орден Красной звезды – разведчик Быстров получил за бои под Смоленском. А первое ранение в руку он получил в родных краях – под Великими луками, когда его взвод захватывал мост.


Следы второго ранения, полученного на Смоленщине, дед Леша носит в своей голове и поныне. Несколько металлических осколков сидят у него в черепе над правой бровью.


- Помню, - во время захвата моста, зимой мы пробрались в белых маскхалатах под мост. Охранявший мост немец-пулеметчик оказался как раз надо мной. Ну я его и вдарил из автомата снизу. Он как рухнет, чуть меня не пришиб. «Ну что, - говорю, - попил, гад, русской кровушки!»


Войну разведчик Быстров закончил в Литве. Но в родную деревню Нижнее Петрово он вернулся только в 46-м: гонял и добивал по прибалтийским лесам банды гитлеровских пособников. Затем были годы работы в колхозе имени Чапаева. «Кем работал? - переспрашивает ветеран, - Да куды пошлют, там и работал». И действительно, все, что он тогда умел, это воевать.


Потом была мирная жизнь. Женитьба, постройка собственного дома на живописном берегу Ловати с красивыми наличниками, рождение сыновей.
 

КРЕСТЬЯНЕ ОТ СОХИ

…На пенсию, - шутит житель деревни Старостино Александр Петрович Тиханенков, - я выехал на «Белорусе». – А до этого 28 лет отработал на гусеничном тракторе в колхозе «Рабочий путь». И жизненный путь (невольный каламбур) у него получился очень даже рабочим.

Тень зловещих событий тридцать седьмого года висела над страной, когда в далеком 1938 году в деревне Старостино, в крестьянской семье Тиханенковых родился сын. «Прелести» крестьянского труда наш герой вкусил после окончания семи классов. Когда он пошел работать в колхоз, ему едва исполнилось четырнадцать. Потом была служба в армии, после службы - двухгодичные курсы трактористов при райсельхозтехнике. Женился Александр Петрович в 1961 году. Тогда же они с Галиной Федоровной начали строить свой дом. Лес на сруб выписали в Самолуковском лесничестве. Выбирал и заготавливал его Александр Петрович сам.

Это сейчас в хозяйстве Тиханенковых из всей живности только две собачки да кошка. А было время и лошадь держали, и коров, и свиней с овцами. Одного картофеля сажали 20 соток, свёклы столько же. Еще пшеничку сеяли. Собранное зерно сами дробили на фураж скоту.

- Так и работали в две смены, - вступает в разговор, - строгая с виду и взвешивающая каждое слово хозяйка дома. – День на колхозной ферме (я жизнь дояркой отработала), вечером дома своих коров дою, кормлю, хлева вычищаю. Да тогда все так жили, труда не боялись. И я считаю, неплохо жили.

К слову, от живности своей, от дел крестьянских Тиханенковы избавились не так уж и давно. Всего пять лет назад их умение хозяйствовать было высоко оценено в ходе областного конкурса «Ветеранское подворье». Они стали его победителями. За что же наградили Тиханенковых? Ответ находим в тексте благодарственного письма за подписью губернатора: «…за образцовое ведение личного подсобного хозяйства, получение высоких урожаев картофеля, овощей, фруктов».

- Невыгодно стало держать сейчас большое подсобное хозяйство, - говорит Галина Федоровна. - Это раньше молоко с подворий и по хорошей цене принимали, а теперь не сдать, надо везти на пункт приема. Нам, старикам, это не под силу.

От нынешнего положения дел на селе Тиханенковы не в восторге. «Было время, - рассказывает Галина Федоровна, - 700 дойных коров на двух участках колхоза держали. Нынче  и двух сотен нет. Колхоз развалили, молодежь подалась в города».

- А как ваши дети устроились?

Дочь у нас, Ольга. Живет и работает в Мурманске. Она предприниматель. Внучка есть - Алеся.

- Пенсией своей вы довольны?

- Вполне, нам хватает.

Прощаясь у калитки добротного дома Тиханенковых, я спросил у Александра Петровича: «А кто это вам такие красивые водосточные трубы сделал?» «Жил у нас тут, - отвечает старик, - один жестянщик, золотые руки. Умер уже. Сколько раз пытался подсмотреть, как он это делает, секреты выведать, не получилось. Смешно даже: порой вижу, он работает дома, подхожу ближе. Заметит меня – бросает работу, уйду – снова стучит. Вообще как-то сплоченнее, отзывчивее раньше люди были. Дом ли ставишь, хлев ли – всегда помогут. Как-то принято было тогда помогать, сообща все делать. Теперь иные времена: все за деньги. Такого как раньше – сегодня ты мне помог, завтра я тебе – нет. А жаль».

Пожав на прощание крепкую мозолистую руку Александра Петровича, подумал: именно этого – трудолюбивых, любящих родную землю крестьянских рук – сейчас очень не хватает нашей деревне.

 

 
 
 


Источник: http://-
Категория: Мои статьи | Добавил: lapka17 (26.03.2009) | Автор: Олег
Просмотров: 1210 | Рейтинг: 5.0/2 |
Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024